Ламинация полиграфической продукции
Ламинация – один из наиболее распространенных способов повышения долговечности и качества печатной продукции. Технология активно применяется в разнообразных сферах, включая рекламу, издательскую индустрию, производство упаковки и многие другие. Она заключается в нанесении специальной пленки на готовую печатную продукцию.
Классификация ламинации
Классифицировать ламинацию можно по различным признакам.
По способу нанесения на материал ламинация подразделяется на горячую и холодную.
- Горячее ламинирование. Применяется для большинства видов полиграфической продукции. Под воздействием высокой температуры и давления клеевой слой пленки расплавляется и пристает к бумажному листу. После остывания пленка становится прочной и оторвать ее от бумажного листа без повреждения материала уже невозможно. Важным плюсом данного метода является сохранение яркости цветов.
- Холодное ламинирование. Применяется в основном при изготовлении наружной рекламы. Метод более дорогой и технически сложный, однако его возможно применять с термически неустойчивыми материалами. Пленка-ламинат имеет клеевой состав, который активизируется под давлением при комнатной температуре. – в итоге пленка так же прочно склеивается с основой.
В зависимости от типа пленки выделяют следующие виды ламинации:
- Глянцевая ламинация. Дает яркое, насыщенное и контрастное изображение, а также придает бумаге дополнительный блеск. Однако создает сильные блики на свету.
- Матовая ламинация. Более универсальный и востребованный вариант, который делает цвета сдержаннее, предотвращает блики и обладает приятными тактильными качествами.
- Текстурная ламинация. Позволяет имитировать другие материалы – кожу, ткань, песок, «лен». Не искажает оттенки и делает изделие оригинальным. Например, текстура «песок» часто используется при создании фотоальбомов, в том числе школьных.
- Soft Touch ламинация. Премиальный вариант матовой ламинации с бархатистой поверхностью, которая не меняет цвета и сохраняет их изначальную яркость.
- Голографическая. Пленка с разными узорами – снежинки, цветы, листья и т.п. Это один из самых дорогих вариантов, который зачастую используется VIP-клиентами.
- Цветная. Позволяет добавлять к подготовленной поверхности интересные оттенки. Например, ее можно использовать при оформлении имиджевых каталогов бизнеса.

В зависимости от назначения продукции при ламинации применяются пленки разной толщины. От толщины пленки будет зависеть жесткость ламинации, степень защиты готового изделия, его прочность и толщина.
В полиграфии распространены пленки толщиной от 25 до 250 мкм.
- 25-43 микрон – стандартный, самый распространенный вариант, который используется в 90% случаев. Это тонкие пленки, они подходят для ламинации обложек книг, журналов, каталогов, брошюр, папок, буклетов, приглашений, меню и др.
- 70-75 микрон – делает изделия более прочными и жесткими, и используется для визиток, карманных календарей, папок-портфелей, блокнотов, пакетов класса VIP.
- 125 мкм – используется реже в связи с высокой стоимостью. Обычно ее используют для создания бейджей, ламинации VIP-приглашений и сувенирной продукции в премиальном сегменте.
- 250 микрон – пленка, которая по своей плотности и износостойкости напоминает пластиковые карточки. Используется для ламинирования информационных табличек, памяток, дисконтных карт. Является дорогой и сложной в работе.
Текстурные, голографические, цветные, а также софт-тач пленки могут быть только тонкими. Ламинат с толщиной выше 70 мкн делится уже только на матовый и глянцевый типы.
Преимущества и недостатки ламинации
Прежде всего, ламинация используется в полиграфии для того, чтобы защищать бумажные изделия от внешних воздействий – влаги, грязи и пыли. Также она помогает продлить срок службы продукции, делает поверхность материала более прочной и стойкой к истиранию, царапинам и потертостям. Ламинированное изделие невозможно порвать руками или помять.
Кроме того, благодаря ламинации можно получить абсолютно матовую или глянцевую поверхность, а при софт-тач ламинации можно добиться сходства с тактильными дизайнерскими бумагами.
Однако стоит отметить и некоторые недостатки ламинации. Например, горячую ламинацию невозможно применять сразу после печать, обязательно дождаться высыхания краски, что увеличивает время изготовления тиража продукции. При цифровой печати может возникнуть такой дефект ламинации, как отслаивание или пузырение пленки вдоль сгибов. Специалисты Типографии Цифра Р и другие типографии справляются с этой проблемой благодаря применению специализированной пленки для ламинации цифровых оттисков.
Еще одним важным недостатком является невозможность выборочной ламинации, пленка при ламинации всегда приклеивается по всей поверхности изделия.

|